Мать городов Русских. Киев глазами паломника.
Киев - город, особенно отмеченный Божьей благодатью. В нем паломник найдет столько великих святынь, что и за неделю паломничества не сможет их обойти. В Киево-Печерской Лавре почивают мощами основоположники русского монашества, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, вместе с сонмом святых, просиявших в этой обители до священномученика Владимира, Митрополита Киевского. В центре города, в районе, который называется Подол, паломник увидит церковь Пророка Илии, стоящую на месте первой деревянной церкви, построенной еще до Крещения Руси. На Андреевском спуске - фундамент Десятинной церкви, ныне разрушенной, той самой, которую князь Владимир построил первую после крещения Руси. Чуть выше можно увидеть знаменитый Софийский собор, ныне превращенный в музей.
Эти святыни известны по всей Руси, и любой паломник будет стремиться посетить их.
Господь сподобил меня посетить Киев в последние дни Рождественского поста и встретить в Киеве Рождество.
Первое посещение в Киеве - это посещение Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В настоящее время Лавра разделена на две части, одна из которых - музей, а другая - монастырь. За посещение музея требуют деньги, причем с русских, как иностранцев, - в двойном размере. Поэтому надо найти тот вход, который непосредственно ведет в монастырь. На территории музея также находятся действующая Трапезная церковь и колокольня. Вечерние службы часто идут в Трапезной церкви, и тогда работники музея должны пропускать прихожан без взимания платы, но на деле, чтобы пройти, нужно проявить определенную настойчивость.
Богослужение в Лавре начинается в 6 часов по местному времени Литургией в пещерах. Попеременно служат в Ближних и Дальних. Следующая Литургия - в Крестовоздвиженской церкви, или в верхнем храме всех Преподобных Киево-Печерских. Может быть, службы будут в других церквах. Полное расписание всех служб на неделю висит в Крестовоздвиженской церкви. Посещать пещеры можно с экскурсоводом, можно и самостоятельно. Для того, чтобы иметь возможность походить по пещерам и приложиться к мощам, лучше идти с самого утра - после обеда в пещерах так много народа, что возможности для обстоятельного посещения пещер может не представиться. В 13.00 в Дальних пещерах проходит молебен.
В Дальних пещерах почивает мощами св. новомученик Владимир, Митрополит Киевский. Владыка в свое время возглавлял Самарскую кафедру.
В Лавре всегда много паломников, впечатление такое, что детей свезли со всей Украины.
Много молодежи, иностранцы. Также немало плохо одетых людей, старух, детей. Помогая одной такой старухе принести в гору воду, я услышал от нее вопрос: «Как там у вас с кодами? я их не принимаю». Вопрос удивил меня, потому что, разговаривая с Православными на Украине, я нередко встречал полное равнодушие к вопросам кодификации людей. Во всех квитанциях на оплату коммунальных услуг на Украине стоит идентификационный номер плательщика, даже люди воцерковленные принимают коды. Преобладающее отношение к этой проблеме - надо душу спасать, а не бороться с ветряными мельницами. Но, видимо, не у всех на Украине такое равнодушное отношение к цифровой идентификации людей. Не случайно же за несколько дней до моего приезда Синод Украинской Православной Церкви в специальном послании просил власти Украины освободить верующих от оскорбительной процедуры идентификации. Заступился за тех, кто не желает брать коды. Значит, есть за кого заступаться. В том числе и за ту женщину, которой я помог нести воду.
В Лаврских церквах проповеди идут на русском языке. В то же время в большинстве приходских церквей проповедь - на украинском, а служба - на церковнославянском.
Раскол в Украинской церкви - больная тема для Православных. Политические веяния, проникшие в церковную ограду, оторвали от Церкви многих людей. И ладно еще иерархи, которые предпочли земную славу и благополучие спасению души. Им Бог судья, и они, по большому счету, наверное знали, что делали. Но маловоцерковленное население, не понимая разницы между двумя Церквами, рассматривает вопрос о расколе по-земному: «Деньги в Москву шли, а теперь в Киеве остаются». И многие люди не понимают важности вопроса, думают, что это вопрос о деньгах. Поэтому случается, что крестные выбирают церкви по принципу красоты или удобства, крестят детей у раскольников, или люди заходят в раскольничьи церкви, принимают раскольничьи «таинства».
Внешне церкви никак не отличаются, и обязательно при входе в церкви на Украине надо спрашивать, это церковь Московского Патриархата или Киевского. Раскольники называют себя «Киевским патриархатом», а «патриархом» у них Филарет, отлученный от церковного общения.
Помню, как я вошел в великолепную церковь на Байковом кладбище. За свечным ящиком - ласковая старушка. Я поздоровался, мне приветливо ответили. Я спросил: «Это церковь Московского Патриархата?» - а в ответ услышал жесткое «нет», и тон ласковой старушки сменился на совсем неприветливый. Мне не пришлось поговорить ни с одним из раскольничьих «священников», но любопытство меня не оставляло - как верующий человек может служить в «церкви», которая канонически не может существовать? Может, клир раскольников неверующий?
В процессе раскола Церковь на Украине называли "пятой колонной" Москвы, и эта "самостийная" идея украинцев привела к тому, что появился такой вот "патриархат".
На Украине я вслушивался в слова дьякона на ектеньях "О великом господине нашем Алексии, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси", - и впервые понял значение этих слов - дьякон в церкви говорит о том, что мы - единая Церковь Христова, что мы все - Православные. В наших храмах об этом не задумываешся.
Недалеко от Лавры стоит мужской Введенский монастырь. Этот монастырь принадледжит к Украинской Православной Церкви (Московской Патриархии). Знаменит этот монастырь тем, что в нем обретена новая святыня - нерукотворное изображение на стекле иконы Божией Матери "Призри на смирение". Эта икона сохранялась у схимонахини Феодоры с момента закрытия монастыря большевиками, до революции икона принадлежала местному священнику. Но даже излияние Божьей благодати в Православном монастыре не вразумляет раскольников.
Даже такие понятные верующим знамения, как случившиеся на похоронах первого „патриарха" киевского Владимира, когда тот неожиданно... выпал из гроба, рассматриваются как ничего не значащие случайности. А похоронили этого самосвята у стен музея, бывшего Софийского собора, знаменитой Софии Киевской, построенной, как и главный храм Константинополя - Константинопольская София, и знаменующий вселенское значение города Киева как центра Православного государства.
Говорят, что таким образом раскольники „застолбили" место, чтобы, когда будет передача Софийского собора в церковное пользование, он бы отошел к ним. Но этот факт при нынешних украинских властях и так вызывает мало сомнения - я слышал, что президент Кучма вместе со всем правительством посещают службы именно киевского „патриархата".
А так как София находится на площади, где напротив стоит киевский „патриархат" с великолепным златоверхим Свято-Михаиловским собором, то вроде как и вопросов-то нет, чья она.
Несмотря на то, что на Украине сейчас 3 раскольничьих юрисдикции, общее количество приходов этих раскольников в Киеве - всего около 30. В то время как у настоящей Украинской Православной Церкви семь монастырей и около 90 храмов в столице Украины!
Говорят, что в Киевском „патриархате" только 2 монаха - не знаю, правда это или нет, но из самого факта таких слухов можно сделать вывод, что народ понимает, где правда.
Да и храмы раскольников полупусты. Исключение составляет только официальный - Свято-Михаиловский Златоверхий собор.Туда идут почти как в Лавру. Но может быть, это не столько верующие, сколько туристы. Хотя на службах „патриарха" Филарета, особенно показываемых по телевизору, многолюдно.
Надо заметить, что на Украине народ более религиозен и более привержен традициям, чем у нас. Во всех храмах на службах всегда многолюдно. Показательно, что даже в Киеве Новый год - второй после Рождества по значимости праздник. А в деревнях, особенно западноукраинских, вообще не празднуют Новый год.
Представляете, как дети ходят колядовать по подъездам многоэтажек в трехмиллионном городе?
Картина фантастическая, но в трехсоттысячном спальном микрорайоне Киева Троещина, где я жил, поутру 7 января в дверь стали звонить группы детей, поздравлять с Рождеством Христовым, петь колядки и получать за это конфеты и гривны. Хозяева же говорили: „У нас гости из России, хорошо колядуйте".
И атмосфера праздника в Рождество в Киеве чувствуется везде.
Представляете, как в конце ночной службы на Рождество священник обращается к пастве не с проповедью, а с какими-то прибаутками и вся церковь начинает петь на украинском языке колядки?
Кстати, на Украине в Рождество священник говорит по-украински: „Христос народився!" - и вся церковь отвечает:„Славимо его!" - как у нас на Пасху: „Христос воскресе!" - „Воистину воскресе!".
Иногда на Украине сталкиваешься с такими вещами, о которых только читал в старопечатной литературе. Так, помню, читал, что записки на Литургию нужно подавать вместе с просфорами в алтарь. То есть не просто записывать у служительницы и отдавать деньги, а именно передавать просфоры в алтарь. И вот в Покровской церкви города Киева я столкнулся с тем, что надо написать записку, купить просфору, положить ее на поднос, который относится в алтарь, а в конце литургии забрать свою вынутую просфору.
Помимо святынь известных, в Киеве много могил праведников. Одна из таких святынь - могила блаженного Епископа Варнавы на Байковом кладбище Киева. Многие Православные уже познакомились с его трудами. Самый большой его труд - „Основы искусства святости", в котором Владыка переложил учение святых отцов для людей нашего времени. Сам жизненный путь этого человека, его юродство во Христе показывает нам, что Епископ Варнава - святой исповедник Православия. И, конечно, его могила не должна быть забыта, ее должны знать и почитать Православные. К сожалению, на могиле только железный крест, на котором наклеены фотография Владыки и несколько икон - признаки того, что к могиле все-таки совершается паломничество.
Но если кто-нибудь, будучи в Киеве, захочет посетить могилу Епископа Варнавы, то оринтироваться на кладбище просто. Возле кладбища находится станция метро „Палас „Украина". Служители кладбища могут подсказать, где находится могила Владыки. Если же не найдется знающих, то дойти можно так: по той дороге, по которой идти на могилу Леси Украинки (ее все знают, и есть указатели), надо идти прямо до первого поворота направо, там будет опора линии электропередач. И направо, в гору. До покрашенной в синий цвет небольшой облезлой будки. От этой будки направо, метрах в пятидесяти, видно синюю надмогильную часовню в человеческий рост. Это могилы протоиерея с женой. А за две могилы от него - могила Епископа Варнавы. Человека, который всей своей исповеднической жизнью искупал одну-единственную ошибку: свою подпись викарного Епископа под посланием своего правящего архиерея-обновленца... Верю, что юродством во Христе он искупил этот грех и прославлен у Бога.
Россия и Украина у Бога, наверное, как дети-двойняшки - внешне различны, но внутренне одинаково любимы своим Небесным Отцом. Насколько мы Православны, настолько мы и вместе, насколько мы отступаем от веры, настолько и отходим друг от друга.
Назад к списку