Паломническая поездка Чернигов-Киев-Почаев (день седьмой)
Киево-Печерская Лавра
Заключительный день нашего путешествия совпал с днем памяти Св.Равноапостольного Великого князя Владимира. Ранним утром мы приехали в Киево-Печерскую Лавру на торжественное праздничное богослужение. Литургию служил Блаженнейший митрополит Владимир со всем украинским епископатом (почти сорок архииереев). Служба проходила на открытом воздухе перед строящимся Успенским собором и трапезным храмом. Прекрасно пели два хора: киевской духовной академии и какой-то светский хор. Присутствовало украинское телевидение, армейские и гражданские чины. Народ заполнил всю соборную площадь. Удивляло минимальное количество милиции. Митрополит Владимир сказал проникновенную проповедь, посвященную празднику. Запомнились слова Владыки о том, что русские и украинцы - единый народ, и определенным силам разделить его не удастся. Проповедь была сказана на украинском языке, но была понятна нам фактически дословно. Хор пел "Русь Святая, храни Веру православную, в ней же тебе утверждение". Растрогало до слез. Два Владимира из нашей группы причастились (повезло, какие запоминающиеся получились именины!). Литургия завершилась грандиозным крестным ходом и торжественным молебном у пещер. После службы наша группа посетила Дальние пещеры Лавры. Мы помолились у мощей преподобных отцов печерских, у раки первомученика нового времени митрополита Владимира, у мироточивых глав угодников Божиих (семь из них мироточат в наше время). Поклонившись последний раз за эту поездку у святых ворот Лавры, мы поехали в Князь-Владимирский собор.
Владимирский Собор
Почти в центре Киева рядом со старым ботаническим садом возвышается величественный Владимирский собор, известный великолепием своей внутренней отделки. В росписи собора принимали участие знаменитые художники Васнецов, Нестеров и др. На алтарной стене находится знаменитая фреска Васнецова - Божия Матерь "Благодатное Небо". В настоящее время в соборе покоятся мощи великомученицы Варвары (мощи принесены из Царьграда в Киев почти 900 лет назад, до революции хранились в Златоверхо-Михайловском монастыре) и мощи свщмч.Макария, митрополита Киевского, убитого татарами в 1497 (раньше его мощи хранились в Софии Киевской). Так как собор захвачен раскольниками - филаретовцами, православных христиан благословляют только приложиться к мощам и быстро выйти наружу. Когда мы зашли в собор, там происходил обряд венчания. Слышались знакомые мелодии песнопений, но резала слух украинская мова. За ящиком продавались софринские иконы и портрет Филарета Денисенко в патриаршем клобуке. Народу было немного. Помпезные фрески несколько "давили". Долго в этом храме находиться не хотелось. Очень жаль, что православные святыни собора оказались в руках раскольников. Надеемся, что не надолго.
Владимирская горка
Из Князь-Владимирского собора мы проехали через "майдан Незалежности" (центральная площадь Киева - площадь Независимости) и Крещатик на Владимирскую горку. Там на берегу Днепра воздвигнут памятник Св.Равноапостольному князю Владимиру (1853). На высоком пъедестале стоит фигура Св.князя Владимира с большим крестом в руках. Под этой горой протекала река Почайна, где в 988 году и крестились киевляне. На месте Крещения (теперь это берег Днепра) в прошлом веке была установлена памятная колонна. Рядом находится небольшая каменная круглая церковь во имя Св.Николая - Аскольдова могила. Здесь по преданию погребен первый киевский князь, дружинник Рюрика, Аскольд, в христианстве именовавшийся Николаем, и убитый по приказанию Олега в 882 г. Над его могилой в глубокой древности и была возведена церковь. К сожалению, сейчас Аскольдова могила принадлежит униатам. Времени до отъезда оставалось совсем мало, и последнее место Киева, которое мы осмотрели, был старинный район города - Киево-Подол.
Флоровский женский монастырь
На Подоле мы посетили старинную обитель - Флоровский женский монастырь, основанный в XVI в. Пройдя святые врата, показалось, что мы находимся не в старом районе трехмиллионного города, а в тихой сельской обители. В центре маленькой монастырской площади несколько человек набирали воду из святого колодца. Мимо нас инокиня прогнала несколько овец. На стене церкви большое изображение Преп.Серафима Саровского с медведями. Нам рассказали, что с преп.Серафимом у обители прямая связь - матушка Александра Мельгунова - первоначальница Дивеевской обители - пришла в Дивеево из Флоровского монастыря. В соборе монастыря имеется чудная икона преп.Серафима с окладом тончайшего шитья, который вышивали сестры монастыря в начале века.
Проехав на автобусе по Подолу, мы через окна увидели несколько исторических мест: Братский монастырь (XVII в.) (там до революции находилась Киевская Духовная Академия, которая воспитала несколько святителей: Феодосия Черниговского, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского...) и Екатерининский греческий монастырь, основанный греками, бежавшими от турецкого угнетения, в XVIII веке.
Прибывание наше в гостеприимном граде Киеве подходило к концу... Вокзал осматривать было уже некогда. Несмотря на отяжелевшие сумки, быстро двигаемся по переходу. Мы сели в вагон, когда до отхода поезда оставалось 10 минут - последний день был использован максимально эффективно. Поезд тронулся. Руководители нашей группы, собравшиеся, чтобы проводить нас, вместе, машут нам с перрона. Настроение хорошее, на душе легко и спокойно. В поезде мы еще долго общались с паломниками нашей группы - до этого просто было некогда. Все были довольны поездкой, а некоторые уже планировали вновь посетить эти места в следующем году. А пока мы возвращались домой к своим житейским проблемам и делам, которые в тот момент совсем не казались нам значительными и важными.
Во время посещения Киева мы часто вспоминали великого русского святого преп.Серафима Саровского и основанный им Дивеевский монастырь. Мы посетили эту святую обитель за несколько дней до поездки на Украину и душу согревали свежие воспоминания о ней. И вот что интересно - многие святыни Киевской земли также часто напоминали нам о Великом угоднике Божием. Преп.Досифея благословила юного Прохора Мошнина на иноческий путь в Саровскую обитель. А преп.Иона Киевский когда-то был послушником у Преп.Серафима. Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители - какое-то время подвязалась в Киевском Флоровском женском монастыре. Чудо отображение иконы Божией Матери "Призри на смирение" на стекле произошло в Киеве в Свято-Введенской обители 1 августа - в день памяти преп.Серафима Саровского. Нам подумалось, что существует какая-то духовная связь между третьим и четвертым уделами Пресвятой Богородицы.
Киев справедливо называют Иерусалимом Свято-Русской земли. Он так именуется потому, что при Св.Владимире Киев послужил купелью для крещения русского народа в православную веру и с того времени сделался самым дорогим и священным для русских православных христиан городом. Это имя приличествует ему также и потому, что в нем, по милости Божией, сосредоточено множество драгоценнейших святынь православного русского народа. И мы почувствовали, что святыни этого великого города - это и наши святыни.
Назад к списку