Поездка в Львов
Львов после Киева - как Питер после Москвы. Здесь всё свидетельствует о близости и влиянии Европы. Да это и неудивительно, ведь он только по рождению русский, а всю свою сознательную жизнь провёл в лоне европейской культуры, сначала преимущественно польской, а затем - австро-венгерской. Соответственно и назывался он у поляков - Leopolis, а у немцев - Lemberg.
Основанный в 1256 году русским князем Данилой как крепость, он, в силу своего уникального географического положения, очень быстро становится центром оживлённой международной торговли. И уже в 1272 году сюда переносится столица Галицко-Волынскогого княжества. Основатель города - «король Данила», оставил его своему сыну Льву, который княжил здесь до 1301 года. Его женой стала Констанция - дочь венгерского короля Бэла IV. Союз с Венгрией был задуман ещё Данилой и должен был способствовать совместному противостоянию татаро-монгольским набегам, но судьба распорядилась иначе, и Лев Данилович всю жизнь воевал против Литвы и Польши в союзе с татарами, вассалом которых вынужденно стал ещё его отец.
Именно Констанция, будучи по вероисповеданию католичкой, открыла дорогу во Львов доминиканским монахам. Вслед за ними сюда потянулись представители и других католических орденов, особенно после того как Львов превратился в своеобразный европейский Вавилон. Началось с того, что в 1349 году польский король Казимир III Великий, захватил Львов и в 1356 году даровал городу Магдебургское право. Это дало сильный толчок развитию города. В 1379 году Львов получает право иметь свои склады, что ещё более увеличило привлекательность города для торговцев, и невзирая на то, что ещё некоторое время продолжается политическая чехарда, он становится центром транзитной международной торговли, притягательным для всякого рода авантюристов, беженцев, купцов, монахов и евреев. В 1387 Львов и окружающие земли были окончательно присоединены к польской короне королевой Ядвигой. И даже некоторые польские короли короновались именно во Львове.
Нужно отметить, что огромную роль в средние века играла религия, которая оказывала определяющее влияние на государства и народы. В польском Львове традиционно сильна была Римско-Католическая Церковь. Поэтому вслед за доминиканскими монахами город наводнили представители и других католических орденов - кармелиты босые и обутые, иезуиты и тринитарии, бернардинцы и клариски, сакраментки и бенедиктинки, и Бог знает, кто ещё. Большая и влиятельная армянская диаспора долгое время сопротивлялась окатоличиванию и держалась своей исконной Григорианской веры, пока не сдалась в начале XVII века. Православные общины, в большинстве своём, ещё раньше образовали Греко-Католическую Церковь, так что в городе традиционно одновременно находилось три архиепископства: Римско-Католическое, Греко-Католическое и Армяно-Католическое. И это не считая караимов-мусульман, евреев-иудаистов, протестантов, православных, левославных, раскольников и прочая, и прочая. Так что Вавилон был не только языковой, но и вероисповедный.
В 1527 году большой пожар уничтожил практически весь деревянный Львов, а из камня в то время строили только армяне. Жителям города пришлось начинать всё с начала. И здесь первую скрипку как раз играли монастырские католические ордена. К XVIII веку ими были возведены до 40 каменных храмов. Потому о Львове еще говорили «civitas monachorum» - город монахов. Но это были не те толстобрюхие весельчаки, которых мы видим в некоторых исторических блокбастерах. Как правило, это были образованные и предприимчивые люди, которых сплачивала общность мировоззрения. Они открывали школы, больницы, аптеки всячески способствуя приобщению паствы к религии. Например, монахи ордена Иезуитов прибыли в город без копейки, но благодаря умелому хозяйствованию уже через сто лет городская казна попала к ним в долговую зависимость. А тот же Богдан Хмельницкий в своё время обучался в иезуитском колледже Львова. Вообще, про Львов можно рассказывать бесконечно, но лучше один раз увидеть...
Назад к списку