Отражение темы паломничества в средствах массовой информации - доклад Владыки Марка
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что обратиться к данной теме побудила ситуация, сложившаяся в нашей стране за последние несколько лет. С одной стороны паломничество, являющееся важной частью жизни христианина, в настоящее время переживает возрождение: все больше людей стремится поклониться православным святыням, находящимся как в России, так и за рубежом. Вместе с тем, многовековая традиция наших предков посещать святые места была на долгие десятилетия практически прервана, поэтому многие ныне имеют о ней смутное представление. Исправить эту ситуацию возможно путём широкого освещения вопроса, при этом самыми доступными источниками информации являются телевидение, радио, газеты, а особенно Интернет. Именно поэтому отражение в них темы паломничества представляет особый интерес. Наиболее доступными для анализа являются печатные и электронные СМИ, к примерам из которых я и буду обращаться.
Отраден сам факт, что о паломничестве сегодня пишут не только церковные, но и популярные светские издания. Поскольку именно второй категории изданий в первую очередь приходится руководствоваться соображениями конъюнктуры, появление на их страницах публикаций о паломничестве свидетельствует о наличии интереса к теме со стороны самого широкого круга читателей.
К сожалению, приходится констатировать: уровень знаний о данном предмете у журналистов чрезвычайно низок. Удручает, что зачастую в светских изданиях термин «паломничество» используется не в своём прямом смысле. Его применяют, скорее, для обозначения массового движения народа куда-либо. Как следствие, на страницах известных многотиражных газет появляются рассказы о «паломничестве» в модный магазин, на выставку, на пляж и даже в зоопарк. Фразеологические гибриды, рождённые журналистским невежеством, порой выглядят комично. Так, одна из газет однажды предупредила своих читателей о том, что в связи с крупным церковнообщественным событием «ожидается нешуточный наплыв религиозных паломников».
Другая сторона этого же явления — вольная интерпретация авторами понятия паломничества, именно как странствования по святым местам. В этих случаях объектами «паломничества», например, поклонников Элвиса Пресли, выступают места, связанные с жизнью певца, а любителей экзотических бабочек — уголки далекой природы, где они обитают.
Есть подмена более опасная, когда термин laquo;паломничество» эксплуатируют разного рода целители, занимающиеся оккультной практикой. Ставя знак равенства между посещением православных святынь и «мест силы», к которым относят и Тибет, и Грецию, и Палестину, они пропагандируют паломничество, как способ обретения «новых духовных знаний» и «энергий». «Паломничество не укладывается в рамки привычных тренингов личностного роста, — пишет один из таких знахарей. — Туристы находятся в интуитивном поиске, а паломник идёт сознательно на обретение силы, энергии информации»
Публикации, рассказывающие о паломничестве именно как о составляющей религиозной жизни, делятся на две категории. В первую входят статьи, авторы которых, не вполне владея всеми нюансами вопроса, искренне пытаются в нём разобраться. Как правило, они прибегают к терминологии, принятой в сфере туризма, например, называя паломническую поездку «туром», «паломническим туризмом», или помещая статью о паломничестве в рубрику «туризм», а не «культура», куда по логике было бы правильнее отнести паломничество. Но эти огрехи искупаются доброжелательным и уважительным отношением журналистов к затрагиваемой ими теме.
Представителей другой категории авторов отличает ёрнический тон, стремление красочно живописать самые отрицательные моменты из своих собственных впечатлений от пребывания в роли паломника. Вот как, например, один из журналистов описывает свои впечатления от пребывания в Дивеево: «Смущает, что на широкую ногу поставлено производство "святых" сухариков, подсушенных в чугунке батюшки Серафима, за которыми постоянная очередь (для местных алкашей — все закуска). Приходят пьяненькие. Приезжают в изобилии и экстрасенсы всех видов — деловито подбирают маслице и сухарики, прикладываются к мощам Серафима Саровского, а заодно к растущим на святой земле деревьям, собирают эту самую землю в пакеты, проходят вдоль "святой канавки", отмеченной стопой Богородицы. Наблюдала и такое зрелище: идет по святому маршруту по канавке сильно нетрезвая и грязноватая дама с позвякивающей авоськой и заплетающимся языком "на автопилоте" приговаривает молитву: так положено!».
В качестве ремарки хочу отметить: среди публикаций о паломничестве в последнее время появляется все больше статей о мусульманском хадже, что во многом продиктовано политической конъюнктурой. Примечательно, однако, что ни в одной из них мне не приходилось встречать ёрнических или оскорбительных для верующих замечаний.
Зачастую свое невежество журналисты преподносят читателю в качестве непререкаемой истины. «По преданию, — пишет, например, автор статьи в светском издании, посвящённой православному паломничеству на Синай, — именно на этой горе Господь на рассвете снимает с человека все его грехи. Знающие люди добавляют, что Богу безразлично, какой веры придерживается паломник, — грехи отпускаются всем, независимо от вероисповедания».
В инициативе Межрелигиозного Совета России по упорядочению организации паломничества, выведению его из сферы интересов туризма эти журналисты видят, в первую очередь, желание Русской Православной Церкви «сохранить свой бизнес». Как констатирует один из них, «паломничество — модный вид туризма. И Церковь стала фактически монополистом на этом новом рынке туристических услуг». «Церковь уводит паломников от налогов», — предупреждают они.
При этом подчеркивается, что Церкви «повезло», интерес к этой форме путешествий велик, предложения разнообразны: «на земле, куда ни ткни, всюду святое место», а паломник — клиент не требовательный: «Паломничество — туризм особый, с психотерапевтическим уклоном. Тут не до комфорта, главное — чтобы душе была польза». Порой в этих публикациях проглядывают обвинения в том, что Церковь демпингует, предлагая свои маршруты, которыми могут воспользоваться не только верующие люди, по более низким, чем у туристических фирм, ценам. Авторы порой находят противоречие в том, что Церковь берётся организовывать посещение монастырей большими группами верующих. Святые обители, по мысли журналистов, призваны быть местом молитвенного уединения. От обилия паломников, мол, страдают и сами монашествующие, но протестовать они не в силах, поскольку «паломнический туризм стал главным источником пропитания для древних обителей по примеру Троице-Сергиевой Лавры, под стенами которой в иные дни собирается до сотни "Икарусов"». Примечательно, что проигрыш турфирм в конкурентной борьбе с паломническими службами, по мнению одного из авторов таких публикаций, предрешён: «Наверное, потому, что внутри страны уже все "схвачено" Церковью».
Если анализировать церковные источники, то, как правило, о паломничестве на их страницах говорится в контексте рассказов о посещении группой верующих той или иной святыни. Отрадным фактом является обращение не только к бытовой стороне паломничества, но и к его истории и духовному значению. Много внимания этой теме уделяется на страницах православных изданий Самары, Екатеринбурга, Белгорода. Интересен опыт самарцев, которые провели специальный опрос руководителей и сотрудников паломнических служб. Из полученных ответов читатель может составить себе целостное впечатление о современном состоянии православного паломничества. Один из выпусков газеты Екатеринбургской епархии «Голос Православия» был целиком посвящён православному паломничеству. В опубликованных здесь статьях детально рассмотрены многие практические и теоретические аспекты. Целый ряд публикаций, посвящённых истории и современному состоянию православного паломничества, появился в 2004–2005 годах на страницах московской справочно-информационной газеты «Возглас». Читатели знакомились с ними из номера в номер на протяжении нескольких месяцев. Свой вклад в раскрытие многогранной темы паломничества вносят публикации православного обозрения «Радонеж», одна из статей которого так и называлась «Туризм и паломничество».
Вместе с тем, отсутствие четких представлений о предмете порой обнаруживает себя и в церковных изданиях. Именно поэтому станвится возможным появление на страницах церковной периодики сообщений о паломничестве, совершенном «большой группой православных туристов», выражений «паломнический сезон», «экскурсионно-паломническая поездка».
К сожалению, нередко даже священнослужители не вполне ясно представляют себе суть паломничества и путаются в терминологии. Так, один из клириков Санкт-Петербургской митрополии в интервью популярному светскому еженедельнику констатирует: «Поездка к иконе — не совсем паломничество, это, скорее, богомолье. Здесь речь идёт о желании увидеть или ощутить на себе чудо». Понятия «паломничества» и «богомолья» в такой трактовке несут разную смысловую нагрузку, хотя эти слова являются синонимами.
Паломничество является потребностью верующего человека. К сожалению, в некорректном изложении эта идея порой провоцирует потребительское отношение к святыне. Яркий пример тому — выступление одного из священнослужителей Екатеринбургской епархии, которое цитирует новостная лента епархиального информационного агентства: «Обязательно надо хоть изредка бывать в подобных святых местах. Бывать там и пытаться понять, что же они значат для всех нас. И ехать туда надо не тогда, когда уже "жареный петух клюнет", а в качестве "профилактики" и предупреждения своих духовных и душевных недугов».
Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Тема православного паломничества вызывает живой интерес читателей и церковных, и светских изданий. Вместе с тем, она не всегда в достаточной степени объективно и полно освещается СМИ. Ввиду этого, необходимо заниматься повышением уровня грамотности журналистов, пишущих о церковной жизни и о паломничестве как её важной составляющей части. Перспективной формой деятельности в этом отношении представляется проведение на базе епархиальных паломнических служб краткосрочных семинаров для представителей региональных светских СМИ. На таких встречах могут быть обсуждены и основополагающие принципы православного паломничества, и особенности его развития в данном регионе.
Назрела необходимость включить изучение темы паломничества в программу наших духовных школ, возможно, в виде отдельного курса по православному краеведению. Таким образом, воспитанники семинарий и духовных училищ уже на начальном этапе своего образования получали бы целостное и глубокое представление как о теоретической, так и о практической стороне вопроса. Комплексный подход к решению всех названных проблем будет способствовать формированию правильного представления о православном паломничестве в церковной и светской среде и, в конечном итоге, поможет его развитию.
Назад к списку