Поездка в Киев и Почаев
В поездку в Киев и Почаев мы отправились с паломниками после того, как мы побывали уже во многих монастырях в России. Была поздняя весна, а у нас еще не полностью сошел снег. Поехали мы небольшой группой и в Киеве мы должны были соединиться с москвичами. Ехали мы поездом и видели, как по мере приближения к югу природа все больше и больше распускается. Если в Петербурге на солнечных прогалинках зацветала мать-и-мачеха, то в Киеве цвели сады.
Проезжая Белоруссию, мы видели кладбища с множеством новых крестов - результат Чернобыльской аварии.
В Киеве нас встречала Наталья Мелешко - руководитель паломнической службы. Она заслуженная артистка УССР, бросила театр и занялась паломничеством. Нас поселили в Покровском монастыре в подвале. Чистота там была идеальная, на полу лежали сто матрасов с постельными принадлежностями, между ними домотканые дорожки, и заходить внутрь разрешалось только босиком. Но на все это огромное помещение имелось только одно маленькое слуховое окно, поэтому дышать там было тяжело.
Оказалось, что произошла ошибка, и мы приехали на два дня раньше москвичей. Нам организовали набольшие экскурсии, но в основном мы обитали в Покровском монастыре. Там я познакомилась с настоятелем храм отцом Тимофеем. Это был крупный украинец, потерявший на войне глаз. Я ему похвасталась, что мы сделали более 100 поездок. Он ласково и грустно посмотрел на меня и сказал «И кто же твоему чоловику борщ варит?» Тогда мне это показалось милой шуткой, и лишь позже я поняла мудрость этих слов. Как часто, увлекаясь умными и добрыми делами, мы забываем свой «малый храм» - свою семью. Мы уходим в храм, едем в паломническую поездку, забывая о доме и семье, которой так нужна твоя помощь и просто обед.
Незадолго до поездки я перенесла воспаление легких, и на третий день у меня начался рецидив болезни. Утром я проснулась с высокой температурой, меня бил озноб. Я поняла, что мне надо срочно возвращаться домой. Поезд на Петербург уходил вечером, а группа собралась в лавру. Я решила хоть в лавре побывать. Повезли нас городским транспортом, и когда мы приехали на станцию метро «Арсенальная», оказалось, что троллейбус не ходит, асфальтировали улицу. Надо было идти три остановки пешком. Этот путь я никогда не забуду. Я плелась позади группы, мечтая лечь прямо на асфальт, лишь бы никто меня не трогал. Но я дотащилась до лавры и села на скамейку без сил. Я решила, что никуда дальше не пойду. Но ком не подошел молодой иеромонах Нифонт, наш экскурсовод по лавре, и уговорил меня пойти в пещеры. Мы прошли все ближние и дальние пещеры, отец Нифонт послужил молебен Печерскому святому Агапиту-врачу безмездному, меня помещали святым маслицем, и я вышла из пещер здоровая и смогла продолжить поездку. С тех пор прошло много лет, но я ни разу не болела воспалением легких, а до этого случая болела не один раз.
Из Киева наш путь лежал поездом до Тернополя, а дольше до Почаева мы добирались автобусом. Тернополь нас встретил холодом - всего +4. Мы, петербуржцы, имели хоть какой-то запас теплой одежды, так как, когда мы уезжали было довольно прохладно, а в Москве было по-летнему тепло, и москвичи приехали в летних платьях. Пришлось использовать все ресурсы и поделить все на всех. Это очень сблизило всю группу. Был день жен мироносиц, и для начала нас повезли на святой источник. Почаевский батюшка стал читать нам акафист. Читал он почему-то по слогам. Это было большим испытанием терпения. Читал он акафист полтора часа. Мы стойко выстояли, выкупались в святом источнике, а затем нас отвезли на скит в четырех километрах от монастыря. Вокруг монастыря находится старинное кладбище, и мы побывали на могиле старца Амфилохия. В то время мощи его еще не были подняты. При жизни он очень любил голубей, и после его смерти на его могиле всегда было множество голубей. В нашей группе был один очень несчастный паломник. Звали его Александр, и был он из Тулы. Познакомились мы с ним в Пюхтице. Был он одержим бесом, и, когда он оказывался возле святыни, он начинал кричать диким голосом и биться в судорогах. Такой же приступ случился с ним на могиле старца Амфилохия. Он понимал, что с ним происходит, и боролся с этой бедой. Он делил свой отпуск на несколько раз и ездил по святым местам, надеясь избавиться от сидящего в нем беса. Но все было безуспешно. В обычной жизни он был очень добрым человеком и старался всем помочь. Все его за это любили и очень жалели. После Почаева он нас покинул и поехал куда-то, где, как ему сказали, был сильный святой источник. Больше я никогда его не встречала. На скиту в храме мы видели мироточивый череп, найденный во время земляных работ. Он лежал на блюде, и миро текло с него потоками. Кому принадлежал этот череп, было неизвестно. Сколько еще святых, о которых мы ничего не знаем, покоиться в нашей земле!
Так как мы приехали на светлой седмице, нас угощали куличами, которые там называются «пасочки» и молоком. Потом нас повезли на удивительный святой источник, который находится высоко на вершине горы. Мы очень долго на него поднимались и очень устали, а Наталья сказала, что раньше ничего не знала про этот источник. Рядом с источником находилась пещера, в которой круглый год жила довольно молодая отшельница. Она ухаживала за источником. Мы постояли, помолились и пошли вниз. Когда мы прошли пол пути, я спохватилась, что забыла наверху свою куртку и почувствовала, что никакая сила не заставит меня снова подняться наверх, так я устала. К счастью кто-то из паломников, шедших сзади, заметил мою потерю и принес мне куртку. Поздним вечером мы наконец добрались до Почаева. Разместились мы в городской гостинице напротив монастыря. Следующий день был посвящен самой лавре. Почаевская лавра мало пострадала в годы безбожия. Уцелела и главная святыня монастыря Почаевская икона Божией Матери, на которой, как говорят, пуд золота. Ее спускают для почитания рано утром. Лучшие архитекторы строили лавру, и от ее красоты замирает дух. Мы побывали на службах, нам провели экскурсию по монастырю, самые смелые слазили в пещеру Иова. (Я сама струсила, вдруг грехи не пустят обратно).
И вот уже пора в обратный путь. Мы снова в Тернополе. Здесь лютуют униаты. Они выгнали из каменного храма православных и на улице избили православного епископа Сергия. Православные молятся в деревянном сборном домике, там же ютился и епископ Сергий. Мы посетили этот домик, помолились в маленькой церкви и познакомились с замечательной православной молодежью. Наступило время отъезда. Ребята всей толпой пошли провожать нас на вокзал и принесли нам гостинцы в дорогу. Прощание было очень теплое. Последнее искушение - наши места в поезде оказались заняты, но постепенно все утряслось, нас развели по всему поезду и мы благополучно добрались до Киева и в тот же день отправились домой. Жаль было расставаться с новыми друзьями москвичами, мы очень сдружились за эту поездку. Моей соседкой была москвичка Галина Ивановна Поскребышева, врач - диетолог и кулинарка. Она оставила мне сой московский телефон, но я его потеряла, о чем сожалею. Позднее я купила ее книгу по кулинарии и, открывая ее, всегда вспоминаю эту замечательную поездку.
Назад к списку