Питомник. Корецкий монастырь.
От польско-украинской границы до Корца около 200 км – город лежит восточнее Луцка и Ровно. Значительный отрезок пути проходит по скоростному шоссе, построенному к футбольному чемпионату «Евро-2012». Сегодня Корец – тихий 17-тысячный городок, а в XVII веке он стоял на той самой границе, временами очень напряженной и горячей, где православный Восток встречался с латинским Западом – встречался, чтобы в острой конфронтации противостоять ему.
В наши дни здесь спокойно. В центре города расположился православный Свято-Троицкий монастырь, единственный на Волыни, который не смогли закрыть коммунисты и который после 1991 года стал питомником игумений для Украины, Молдавии и России. Этот ставропигиальный монастырь очень важен. Он подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. В Корце есть еще пять церквей и один римско-католический костел. Есть также одна раскольническая церковь. Униатов нет.
В польских источниках информацию о Корце найти можно. Но знакомясь с ними, вдруг наталкиваешься на пробелы, история начинает соскальзывать в недостоверность, и ты останавливаешься в центре Корца с вопросами без ответов.
В польском путеводителе Гжегожа Раковского «Волынь» (Pruszkow, 2005) читаем: «Православная женская обитель Святой Троицы была основана в 1620 году как францисканский монастырь. В 1831 году он был передан российскими властями Православной Церкви. Троицкая православная церковь – это бывший францисканский костел, построенный между 1620–1622 годами и перестроенный во второй половине XIX века в русско-византийском стиле, плохо сочетающемся с его первоначальным обликом». А вот что автор говорит о внутреннем убранстве этого храма: «Самым ценным в церкви является образ Божией Матери “Споручница грешных”, по всей видимости некогда принадлежавший прежнему францисканскому костелу, для которого, согласно местному преданию, князь Корецкий привез его из Рима». Раковский пишет также о Воскресенском базилианском монастыре, якобы построенном между 1754 и 1767 годами, который в 1990-х годах был занят православными монахинями. Из этого же источника мы узнаем, что в центре Корца возвышается Николаевский собор, построенный на деньги католика – князя Чарторыйского. Почему? Потому что якобы таким образом князь спасал костел от передачи его российским царем Православной Церкви.
Вот и все о Православии в Корце. Первоначально здесь долго господствовала Католическая Церковь, но вот появился русский царь со своими чиновниками и насадил здесь Православие – такова версия Раковского.
Я всегда говорю: польская молодежь должна знать по крайней мере один восточноевропейский язык, лучше русский, чтобы иметь возможность познакомиться с историей из различных источников.
Вопросов много. Корец упоминается в Ипатьевской летописи уже в 1150 году. Скорее всего, он был основан как древнерусская крепость. Если в 200 км к западу от Корца, в Зимнем, возле Владимира-Волынского, находящегося в настоящее время на границе с Польшей, в 1001 году князем Владимиром был основан православный монастырь, то разве мог Корец до XVII века ждать своих просветителей в лице римско-католических монахов? Корец был крупным городом, особенно в то время, когда им в XI–XIII веках владели русские князья. Через Корец ехали из киевского Приднепровья в страны Западной Европы купцы, а также паломники, направлявшиеся из Киева в Константинополь, на Святую Землю и Афон.
Корцом и его окрестностями первоначально владел родоначальник князей Корецких князь Даниил, происходивший от Турово-Пинских Рюриковичей. В 1386 году литовский князь Владислав Ягайло дал Корец во владение сыну Даниила – преподобному Феодору Острожскому. Если князь Константин-Василий Острожский из этого рода построил в своих владениях в XVI веке около 20 монастырей и 600 церквей, то разве могли Даниил и святой Феодор Острожские, владея Корцом, не построить здесь ни одной церкви, ни одного монастыря?
Мой проводник по Свято-Троицкому монастырю – одна из корецких монахинь.
– В 1064 году игумен Киево-Печерской лавры преподобный Варлаам во время паломничества по святым местам основал в Корце женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, – рассказывает она. – В 1240 году этот монастырь разорили татары. В 1274 году Корецкий монастырь, восстановленный под именем Успенского, уже настолько окреп, что смог пожертвовать значительную сумму на постройку Почаевской обители.
Это был монастырь-крепость. При нем была построена даже 15-метровая плотина на реке Корчик. Монастырь выдержал множество набегов крымских татар, пока в 1496 году не пал после двухнедельной осады. Прошло 75 лет, прежде чем Корецкий князь Евфимий принял решение его восстановить. Согласно украинским источникам, главной причиной, побудившей князя восстановить обитель, была задача укрепления Православия на Украине. Это был период между двумя униями: Люблинской – государственной и Брестской – церковной. Римско-Католическая Церковь сконцентрировала тогда на этих землях, образующих сегодня Западную Украину и Белоруссию, все свои силы для обращения их в католичество – проповедью или силой. Дело Евфимия продолжил его сын Иоаким. Строительство монастыря было завершено в 1579 году, несмотря на то, что католики препятствовали работам. В результате Люблинской унии Волынь была поглощена Речью Посполитой. Вот почему Иоаким посвятил церковь и монастырь Господню Воскресению – в знак того, что вместе с возрожденной обителью как бы восставал из пепла и народ. Князья Корецкие были очень близки Церкви. Дочь Иоакима княжна София приняла постриг с именем Серафима и была первой игуменьей Воскресенской обители. В монастыре также подвизалась ее сестра Анна – в монашестве Анастасия.
Только теперь мы подходим к эпохе, описанной Раковским, – к XVII веку. После заключения Брестской унии, то есть после 1596 года, натиск латинизации на русскую землю был настолько повсеместным и беспощадным, что из 57 расположенных на Волыни монастырей православными остались лишь девять мужских и только один женский монастырь – Корецкий. Очевидно, женщины по природе своей были менее способны защищать монастыри – ведь их захватывали силой.
Корецкий монастырь стал для Волыни форпостом Православия. Сюда устремились монахини из всех монастырей, захваченных униатами. Обитель не могла вместить всех сестер. Тогда настоятельница Самуила решила построить монастырь на новом месте, там, где мы видим его сейчас, – в центре Корца. Возведение нового храма и келий началось в 1620 году. Настоятельнице помогал ее брат – князь Самуил. Но он в скором времени умер. А его брат Ян Кароль принял католичество и отдал обитель францисканцам. Сестрам пришлось остаться в старом Воскресенском монастыре. Собственно с этого момента, ампутируя шесть веков православной истории Корца, начинает свое повествование Раковский. Поэтому не удивительно, что оно непонятно.
В княжеском доме хранились древние святыни рода Корецких – икона Божией Матери «Споручница грешных» и чудотворная плащаница Успения Богородицы. Католики приказали Яну Каролю их убрать. Князь сначала сопротивлялся, но вскоре уступил. Попросил игуменью Воскресенского монастыря Серафиму забрать обе святыни в обитель. Это было в четверг после праздника Святой Троицы 1662 года. Торжественная процессия во главе с игуменьей и духовенством отправилась в замок Корецких. Обе святыни были перенесены в обитель. С тех пор в Корце торжественно отмечается день, в который было совершено перенесение в монастырь чудотворной иконы и плащаницы Успения Богородицы. Униатский епископ Феодосий понял, что не сможет заставить монахинь Воскресенского монастыря принять унию. Это был 1752 год, прошло полтора столетия после заключения Брестской унии! И тогда он послал в Корец польские войска, которые «навели порядок». Силой водворили в Корецкий монастырь униатских монахинь-базилианок. Православные монахини во главе с игуменьей Анной были изгнаны из обители. Они скитались по частным домам и, казалось, уже были никому не нужны. В 1795 году, после третьего раздела Польши, Волынь вошла в состав Российской империи. Тогда в живых оставалось только пять монахинь, а со времени их изгнания из Корецкого монастыря прошло 43 года. Они обратились к православному Слуцкому епископу Виктору с просьбой о возвращении им монастыря. Указом императрицы Екатерины II Воскресенский монастырь был возвращен православным. Он быстро наполнился монахинями. Они стекались в основном из монастырей, разоренных католиками. Пожар 1795 года уничтожил храм и множество монастырских построек. Сестер ждал труд восстановления. Но когда Наполеон вторгся в Россию, обитель уже настолько окрепла, что смогла передать на нужды русской армии 10 000 рублей. В 1886 году монахиням был передан бывший францисканский монастырь, основанный как православный в 1620 году князем Самуилом Корецким. Задолго до этого он был оставлен – после пожара – францисканскими монахами. К тому времени Троицкий монастырь находился в столь плачевном состоянии, что его восстановление длилось 14 лет. Затем в него перешли православные монахини из Воскресенского монастыря, в кельях которого ими был создан приют для девочек-сирот.
В это время в монастыре появляется особа, сыгравшая в его судьбе важную роль, – Анна Андро, в девичестве Оленина. Возле алтарной части Троицкого собора находится надгробный памятник ей: она здесь похоронена. Она была великой благотворительницей обители. Анна Андро происходила из известной в Петербурге семьи. Ее отец был президентом императорской Академии художеств; их дом был местом, где собирались художники и поэты. Бывал у них и Александр Пушкин. Пушкин сватался к Анне, но ее родители не дали согласия на этот брак. Уже после смерти Пушкина Анна (ей было тогда 32 года) вышла замуж за Ф.А. Андро, в течение 40 лет жила в Варшаве, а после смерти мужа – в имении дочери, графини Уваровой, недалеко от Корца. Именно в это время она взяла под опеку монастырский приют.
– Важно не начало, важен конец, – говорит, показывая на могилу Анны Андро, монахиня. – Анна начала жизнь свою как светская дама, завсегдатай салонов, фрейлина двора русского императора. Но окончила она ее при монастыре. Она вписала страницу в поэзию Пушкина – стихотворения «Я вас любил…», «Ее глаза» посвящены ей – и в историю монастыря. За ее душу мы в монастыре молимся каждый день. И так будет до конца мира.
В 1890 году в монастыре был освящен теплый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1896 году в Корец были доставлены с Афона образ Божией Матери «Скоропослушница» и икона архангела Михаила, написанные монахом Макарием, который родился в Корце. Через год, также с Афона, прибыла икона святого Пантелеимона. Начало XX века было отмечено возведением колокольни.
В межвоенный период Польша вновь овладела Волынью, а вместе с ней и Корцом. Луцкая римско-католическая курия предпринимала усилия по передаче ей Почаевской лавры, Кременецкого и Корецкого монастырей, а также 132 православных церквей. Корец защищался в течение 18 лет.
– Большим утешением для обители в те годы была икона святого Иова Почаевского с частицей его мощей, – рассказывает монахиня. – Иов Почаевский в течение трех дней молился в монастыре в 1628 году. Знаком помощи Божией и его покровительства над Корцом было видение архиепископа Волынского Алексия и сопровождавших его лиц. В канун Воздвиженья Креста Господня они увидели над монастырем светящийся крест.
Вторая мировая война. Немцы постоянно наведывались в монастырь, уверенные, что монахини укрывают партизан. Партизан они не находили, однако забирали все, что имело какую-либо ценность и могло быть вынесено. А после войны, в 1958 году, начался период «планового закрытия» монастырей. Уже были закрыты Кременецкий, Дерманский, Зимненский монастыри. Их монахини переселились в Корец. Здесь уже было 206 сестер. Начались атаки на Корец. Они были не слишком удачными, так как не все удалось отобрать. Монашеская жизнь здесь продолжалась, не прекращаясь ни на один день. Монастырь спасал от атак коммунистов и приют для сирот, которых воспитывали монахини. В 1970-х годах начались новые постриги. С 1984 года монастырь подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси.
Монахини показывают мне монастырь. Мы прикладываемся к величайшей святыне монастыря – иконе Божией Матери «Споручница грешных», ранее принадлежавшей семье князей Корецких. На иконе, как определили реставраторы, четыре слоя краски – но только на одеждах Богоматери и Христа. Их ликов и рук кисть коснулась лишь один раз.
– Одеяния изнашиваются, – говорит моя проводница, – а живое восстанавливается само.
Ведет ко второй чудотворной иконе, также находящейся в церкви Святой Троицы. На ней изображен Собор преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Она большая – почти в человеческий рост. Находилась в церкви всегда. Но была такой потемневшей, что на ней не было видно никакого изображения. Сестры решали: вынести? Но не осмелились. И тогда икона сама сказала, что с ней делать. Она начала обновляться. Медленно. Засияли золотом нимбы, надписи на них, лики святых, священные одежды. Теперь видно все. Это произошло 40 лет назад. Икона установлена в золоченом киоте. В этой же церкви находится чудотворная плащаница Успения – также из дома князей Корецких.
Сегодня в Корце несут подвиг 90 монахинь, четыре из которых – схимницы. Обителью управляет игуменья Рафаила (Хильчук). Троицкий монастырь занимает землю площадью в 4 га. В своем названии он сохранил и именование Воскресенского, так как в километре от основной усадьбы находится историческая Воскресенская обитель. В настоящее время в ней идут реставрационные работы, которые проводятся силами монастыря. В кельях Воскресенского монастыря живут воспитанницы трехлетней школы регентов церковных хоров, в которой преподают монахини. При монастыре также действует воскресная школа. Монахини обрабатывают 20 га земли. У них есть все: зерно, картофель, овощи, фрукты из сада, мед с собственной пасеки, виноград. Сами выпекают хлеб и, конечно, просфоры. Держат коров. Все производится традиционными методами. Я захожу в пекарню – дом с большой печью для хлеба, которую топят длинными поленьями. Рядом амбар для зерна и пасека. На ней – ульи-церкви.
Молитва в монастыре начинается в 6 утра. Литургия заканчивается рано. В 17 часов начинаются вечерние молитвы. Но вообще-то в этом монастыре они не прекращаются никогда. Круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры молятся за обитель, страну, за живых и умерших, за весь мир.
Отрадно, что в Корце царит межконфессиональный мир, что монастырь дружит с поляками (так здесь называют католиков). Поляки приходят помолиться перед чудотворными иконами.
Приехал в Корец и поляк из Канады. Я шла по коридору дома для паломников, вдруг рядом распахнулась дверь…
– Прошу прощения, – говорит, обращаясь ко мне после некоторого замешательства, мужчина. Случайная встреча превращается в многочасовую беседу. Янушу 53 года. Родился во Львове, но жил в Польше. Бабушка рассказывала ему о резне во время Второй мировой войны. Вот пример. В семье муж – украинец, а жена – полька. Сын после собрания националистической организации приходит домой вооруженный, говорит: «Надо мать убить». «Мама в поле, – отвечает отец. – Иди, попрощайся с ней». Идет. Отец дожидается сына. Сын возвращается. Отец убивает сына.
Януш живет в монастыре уже неделю. Несколько месяцев назад в Канаде он похоронил жену. Умерла от рака. Приехал сюда искать утоления своей боли. В этом монастыре живет его двоюродная сестра Нонна, они почти ровесники. Нонне дома говорили: «Бог есть». В школе: «Бога нет». Тогда Нонна подумала: «Если Бога нет, и я буду молиться, то я ничего не теряю, а если Он есть, то много приобрету, если буду молиться».
В церкви – она была тогда ребенком – пели «Иже херувимы». Как красиво! Встала она перед Распятием. Решила для себя, что выучит это песнопение наизусть. И вдруг увидела перед собой вместо Распятия Самого Христа. Он ей сказал:
– Научишься! Но если Я не помогу, ты не запомнишь ни слова.
Нонна приняла постриг в Корецком монастыре в 1970-х годах – одна из первых в то время.
Анна Радзюкевич
Перевел с польского Владислав Пустовой
журнал Przeglad Pravoslawny
31 августа 2011 года
Назад к списку