Паломническая служба Украины - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Украинские дороги русского Златоуста

С именем святителя Димитрия Ростовского, выдающегося духовного писателя, проповедника, церковного деятеля, связано немало мест на Украине, среди которых и древний Чернигов: здесь в 1675–1677 годах молодой иеромонах Димитрий нес проповедническое служение, а в 1697–1699 годах, уже в сане архимандрита, настоятельствовал в Елецком монастыре.

Древний Чернигов

Во времена владыки Лазаря (Барановича; 1620–1693) Чернигов возрождал свою славу второго на юге Руси города после Киева. Впервые этот статус Чернигов получил на заре древнерусской государственности, когда в 907 году киевский князь Олег совершил поход на Византию и добился уплаты ежегодной дани в пользу своих городов, в перечне которых Чернигов значился после Киева. В период княжеских междоусобиц Чернигов был центром одного из мощнейших княжеств Руси. А во времена архиепископа Лазаря (Барановича) Чернигов стал одним из главных очагов создания отечественной культуры после выхода Украины из состава Польши. Благоприятствовали этому богатая именами святых подвижников и политических деятелей история города, наличие в нем большого количества старинных храмов – свидетелей бывшего расцвета Чернигова, отдаленность от мест боев за Украину, особое положение местного правящего архиерея – владыка Лазарь тогда был единственным православным архиепископом на Украине (остальные иерархи, кроме митрополита, имели сан епископа) и несколько раз избирался местоблюстителем Киевского митрополичьего престола. В своем кафедральном городе архипастырь собрал многих добродетельных и ученых церковных мужей, восстановил древние святыни.

Города-братья



Примечательно, что еще с древних времен Чернигов походил на Киев. Оба города были основаны на холмах правых берегов рек. В обоих городах кафедральные соборы были построены в укрепленном центре (в Киеве – на Горе, в Чернигове – на Валу) и в одном и том же XІ веке – София Киевская и Спас Черниговский. В торгово-ремесленном посаде обоих городов (в Киеве – на Подоле, в Чернигове – в Окольном граде и Предградии) архитектурно доминировали каменные древнерусские храмы: в Киеве – церковь Богородицы Пирогощи, в Чернигове – святой мученицы Параскевы Пятницы. Южнее обоих городов, ниже по течению рек, существовали монастыри, история которых началась с пещер и которые со временем были разделены на две части – старую нижнюю, с пещерами под ней, и новую верхнюю, с главным храмом в центре: в Киеве – Лавра, где под строениями нижней территории проходили пещеры, а в сердце верхней высился Успенский собор; в Чернигове – Свято-Троицкая Ильинская обитель, где на старом подворье были пещеры с наземной Ильинской церковью, а на новом – высился Свято-Троицкий собор. И даже основатель у двух монастырей общий – преподобный Антоний Печерский († 1073).


Конечно же, есть и отличия, но они подчеркивают лишь многообразие вариантов одной и той же «схемы». Так, в Чернигове река Десна уже, чем Днепр в Киеве, холмы – ниже, а расстояния между укрепленным центром, посадом и бывшим загородным монастырем менее короткие. В Киеве посад тянулся между укрепленным центром и рекой, а в Чернигове укрепленный центр отделял посад от реки. Если в Софии киевской пора древней Руси напоминает о себе преимущественно внутри собора (мозаики и фрески), будучи «скрытой» снаружи под наслоениями барокко, то у Спаса черниговского внешний архитектурный вид более древний, чем интерьер, сызнова оформленный в XVІІІ – начале XX столетий. Две упоминавшиеся посадские церкви, при внешнем сходстве их места в плане города, принадлежат к разным периодам развития отечественной архитектуры: подобный кораблю Пирогоща отвечает стилю XІ–XІІ веков, а башнеподобный Пятницкий храм – XІІ–XІІІ веков. Между учреждением Лавры в Киеве и началом застройки ее будущей верхней территории прошли года, а между появлением Антониевых пещер в Чернигове и началом застройки Троицкого подворья неподалеку от них – целые века.

Нельзя не сказать еще об одном отличии, к сожалению печальном. «Младший брат» столицы сумел уберечь свое историческое ядро от инородной по духу многоэтажной застройки последних веков. Чего не скажешь, впрочем, о Киеве. Черниговские храмы и колокольни XІ–XVІІІ веков, будто рассыпанные на бархате жемчужины, увенчивают вершины зеленых холмов, в долинах между которыми скромно разместились домики частного жилого сектора. И если смотреть со стороны Десны, современный город едва просматривается за полосой заповедной земли. Вид же древнейших районов Киева подобен шахматной доске, где древность и старина чередуются с гигантами, которые неумолимо ворвались в современную застройку города: купола Андреевской церкви и Златоверхого собора – с громадами правительственных зданий середины ХХ века, купола Софии – с высоткой торгового центра, Лавра – с монументом Родины-Матери и жилыми «свечами» в «Царском селе». Отрадно, что Чернигов расположен лишь в двух часах езды от Киева на «маршрутке», и, чтобы посетить его святыни, достаточно одного дня. Так близко от столицы нет другого места с таким количеством храмов и монастырей. Более того, душа отдыхает здесь от печального вида «матери городов русских», которая почти тысячу лет прославлялась куполами, высящимися над долиной Днепра!..

Служение иеромонаха Димитрия как проповедника во времена владыки Лазаря предусматривало возглашение проповедей в храмах Черниговской епархии, начиная с главных соборов – Спасского и соседнего с ним Борисоглебского. Первый был возведен в XІ веке, в дальнейшем не раз ремонтировался, во второй половине XVІІІ века были возведены островерхие надстройки на боковых выступах и сделано новое внутреннее оформление, дополненное в XІX – начале ХХ веков. Борисоглебский собор построен, как считают, в конце XІ – начале XІІ веков. Он был престольным храмом действующего при нем монастыря. Восстановив эту обитель, архиепископ Лазарь разместил в ней резиденцию Черниговских архиереев. Она оставалась в монастыре до его разрушения в конце XVІІІ века. В 1693 году владыка Лазарь умер и был похоронен в Борисоглебском соборе, который при нем приобрел черты украинского барокко. В 1696 году в склепе под храмом поставили гроб с телом почившего архиепископа Феодосия (Углицкого) – преемника владыки Лазаря на Черниговской кафедре. Склеп не замуровали, оставив для богомольцев доступ внутрь, поскольку возле гроба начались чудесные исцеления больных. В 1896 году святитель Феодосий был причислен к лику святых, и его мощи торжественно были перенесены в Спасский собор. В богоборческую пору мощи святителя длительное время передавались по разным храмам и музеям, после чего в конце 1980-х годов были установлены в Свято-Троицком соборе Чернигова. Поврежденный в годы Великой Отечественной войны, Борисоглебский собор позже был отреставрирован в древнерусском стиле. В отличие от Спасского собора, здесь не совершаются регулярные богослужения, но в стенах храма развернута богатая экспозиция о его истории и древней черниговской архитектуре.

Вблизи Спасского и Борисоглебского соборов можно увидеть еще два здания, которые помнят святителя Димитрия. Одно из них – бывшая монастырская трапезная, расположенная в считанных метрах на север от Борисоглебского храма и известная ныне как Коллегиум. Сооружение возводилось в три этапа: на рубеже XVІ–XVІІ веков появилась почти вся западная часть, во второй половине XVІІ века – средняя, в начале XVІІІ века – восточная, а также башня колокольни над западной частью. Коллегиумом это сооружение называется условно, так как главный корпус Черниговского коллегиума – основанного в начале XVІІІ века первого православного высшего учебного заведения Левобережной Украины – граничил с трапезной с запада, но не сохранился. Ближе к Десне, в нескольких минутах ходьбы на юг от Спасского собора, стоит дом черниговских полковников, построенный в 1690-х годах, – редчайший образец гражданской архитектуры украинского барокко.



В 1677 году отец Димитрий написал первое из дошедших до нас произведений – книгу «Чудеса Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии». Изданная в том же году, она рассказывала о чудесах, совершенных от иконы Божией Матери в Ильинском монастыре Чернигова. Обитель была основана преподобным Антонием Печерским, который, временно оставив Лавру, жил в Чернигове с 1069 по 1072 год. Как и Лавра, новый монастырь начинался с пещеры, выкопанной за городом, ставшей местом духовных подвигов старца. Со временем над входом в пещеру соорудили каменную церковь святого пророка Илии. В середине XVІІ века этот храм был отремонтирован, и при нем возродился наземный монастырь, который обезлюдел из-за разрушительных войн. В 1658 году монах Ильинского монастыря Геннадий написал образ Божией Матери, из которого весной 1662 года источались слезы, а осенью он стал благодатным щитом для монахов во время нападения крымчаков. Крымчаки не смогли причинить вреда братии, которая спряталась в пещерах, и не увидели (потому и не тронули) чудотворной иконы, когда грабили храм. Народ прозвал чудотворный образ Ильинским. Со временем от него совершилось немало других чудес.


В переработанном виде «Чудеса» еще много раз переиздавались под названием «Руно орошенное». В год же составления книги владыка Лазарь начал расширять монастырь путем обустройства Троицкого подворья. Первой соорудили каменную Введенскую церковь с трапезной палатой. Освящение храма состоялось в 1679 году. В период строительства Введенской церкви иеромонах Димитрий, по благословению владыки Лазаря, побывал в Белоруссии и Литве, где сначала поклонился Новодворской иконе Божией Матери, а потом служил проповедником в Вильно и Слуцком монастыре. По возвращении на Украину для отца Димитрия начался ряд перемещений из обители в обитель, в большинстве из которых он нес бремя настоятельства. Впереди подвижника ждало и повторное призвание на труды в Чернигов, где он увидел плоды новых усилий владыки Лазаря по возведению Троицкой обители. Так, в 1679–1695 годах был сооружен Свято-Троицкий собор. Его освящение совершал уже святитель Феодосий. Ансамбль сооруженной Троицкой обители был завершен во второй половине XVІІІ века. Самые заметные из тех сооружений, которые появились здесь во времена святителя Димитрия, – колокольня и дом настоятеля. В конце столетия сюда перенесли из Борисоглебского монастыря резиденцию архиерея. Еще через 100 лет в Свято-Троицкую обитель по вызову архиерея прибудет послушник и регент Рыхловского монастыря Лука Проскура –будущий преподобный старец Лаврентий, прославленный на Черниговщине. Именно здесь он примет монашеский постриг, а после закрытия обители будет жить в одном из домиков вблизи Ильинской церкви. Во время Великой Отечественной войны он откроет в Троицкой обители женский монастырь, где станет духовным отцом. Через десять лет после блаженной кончины старца, к которому ехали за утешением и советом из многих уголков страны, обитель снова упразднят. В конце 1980-х годов Свято-Троицкий собор, уже как кафедральный, снова соберет православных и примет мощи святителя Феодосия. В бывшем доме настоятеля откроется духовное училище, а в одном из келейных корпусов разместится епархиальное управление. В 1993 и 2009 годах в соборе совершится обретение мощей и прославление в лике святых двух подвижников: преподобного Лаврентия и святителя Филарета Черниговского (Гумилевского; † 1866), известного ученого и архипастыря XІX века. Завершая короткий экскурс в историю Свято-Троицкой Ильинской обители, добавим, что о временах святителя Димитрия здесь помнит, кроме храмов, и келейный корпус, построенный в конце XVІІ века за алтарем собора – корпус, где в годы временного возрождения монастыря проживал преподобный Лаврентий.

Елецкий монастырь



Второй период подвижничества святого Димитрия в Чернигове пришелся на 1697–1699 годы, когда он был настоятелем здешней Елецкой обители. Принимая монастырь, отец Димитрий удостоился возведения в сан архимандрита – соответственно высокому значению Елецкого монастыря. Эта обитель была основана черниговскими князьями на месте обретения в 1060 году на еловом дереве сияющей иконы Пресвятой Богородицы. Расположенный на холме возле южной границы города и включенный в кольцо черниговских укреплений, монастырь пережил несколько расцветов. Первый – в XІ–XІІ веках, когда здесь возвели каменный Успенский собор. Второй – в XVІ веке, когда Чернигов входил в состав Московского государства. Третий расцвет стал возможным благодаря заботам архимандрита Иоанникия (Галятовского) – известного писателя и богослова, назначенного сюда владыкой Лазарем в 1669 году. Трудами отца Иоанникия обитель, опустошенная в начале XVІІ века в ходе войны поляков и московитов, восстала из руин. За 19 лет своей деятельности в Чернигове отец Иоанникий капитально отремонтировал древний Успенский собор и кельи XVІ–XVІІ веков, выстроил трапезный Петропавловский храм и новые кельи, колокольню и стены, а также составил историю монастыря. После кончины отца Иоанникия в 1688 году обителью руководил назначенный архиепископом Лазарем архимандрит Феодосий (Углицкий). Он построил здесь для себя деревянный домик, который стоит до сих пор. Незадолго до своей кончины святитель Феодосий, уже будучи Черниговским владыкой, назначил на Елецкое настоятельство архимандрита Иоанна (Максимовича), усматривая в нем будущего преемника на кафедре. В свою очередь святитель Иоанн вскоре после принятия епархии поручил Елецкий монастырь Димитрию. В 1697–1698 году из-за неурожая Черниговщину охватил голод, и Елецкий архимандрит на личные и монастырские средства, как мог, помогал бедным. Предполагают, что при архимандрите Димитрии в обители было начато строительство придела во имя святого апостола Иакова, у южной стены Успенского собора, – на могиле почившего в 1698 году черниговского полковника Якова Лизогуба.


Из сохранившихся до наших дней старинных сооружений Елецкого монастыря, наверное, только об одном можно сказать с уверенностью, что его не было при земной жизни святого Димитрия. Это новый Петропавловский храм. Большое здание на южной границе обители было построено в 1811 году как новые покои настоятеля. В 1861 году святитель Филарет Черниговский перенес сюда престол Петропавловской трапезной церкви, в которой разместил епархиальное управление и которая в ХХ веке превратилась в руину. Это отличие нового Петропавловского храма от остальных монастырских зданий компенсируется тем, что до революции именно в этой церкви был боковой престол во имя Ростовского архипастыря. А сегодня здесь находится частица мощей святителя – от святыни, хранившейся в семье Флеровых.

Перевел с украинского иеромонах Зосима (Мельник)


Назад к списку